2 апреля Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Ранний детский аутизм(РДА)- довольно распространенное заболевание во всем мире, проявляется оно до 3-х лет. В последнее время количество детей с аутистическим синдромом увеличивается. Основным проявлением синдрома является отсутствие потребности в контакте. Такой малыш не смотрит в глаза, не выполняет инструкции, не играет с детьми. Ему свойственны стереотипные действия: потряхивания и вращения кистями рук, ходьба на цыпочках, вращение вокруг своей оси. Им характерен страх новизны: любое изменение привычной обстановки, смена режима дня, изменение маршрута прогулки, новая пища, новая одежда вызывает у них бурный протест, плач. Им характерно однообразное поведение: они могут часами переливать воду , пересыпать песок, однообразно слаживать фигуры в компьютере. У них повышенный интерес к веревкам, банкам, бумажкам. У детей с РДА задерживается речевое развитие, речь может вообще не развиваться или она есть, но они ею не пользуются. Реакция на мать бывает или негативная, гонит ее от себя, или выраженная зависимость от матери. Причины РДА не ясны. Существует множество теорий: патология беременности, генетическая мутация, наследственность, психогенная ( после перенесенного стресса),нарушение эмоционального контакта с матерью. После стационарного лечения, когда было насилие в виде уколов, клизм, ингаляций .Поэтому перед процедурами нужно с ребенком договариваться «тебе будет немного больно, но я буду рядом и крепко тебя держать за руку» или дать волшебную вещь, или игрушку, чтобы ребенок согласился на процедуру .При разговоре с ребенком нужно смотреть в глаза и глаза мамы должны быть на уровне глаз ребенка .В последнее время одной из причин РДА считают информационный шок ,при нарастании потока информации возникает уход от реальности. В связи с этим хотелось бы напомнить родителям нормы нахождения ребенка возле телевизора и компьютера: с 2,5 лет до 30 минут в день, школьникам 1 час в день, телефон разрешен с 10 лет. Излечение синдрома РДА на сегодняшний день невозможно но коррекция возможна и успешна, у части детей развивается речь, обучаются грамоте, в дальнейшем ведут полноценную жизнь. Основная роль в лечении РДА отводится психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи. Медикаментозное лечение симптоматическое. Чем раньше начать коррекцию, тем лучше результат. Родителям к ребенку с РДА нужно относиться как к норме развития. Не навязывайте ему свою модель поведения. Все новое вводите осторожно, пошагово чаще применяйте телесный контакт в виде различных толкалок, гладилок, щипалок, обнимашек. Старайтесь в присутствии ребенка проявлять интерес к окружающим людям: здоровайтесь, знакомьтесь, общайтесь, прощайтесь. Дети с РДА имеют право быть самими собой не похожими на других, что является характеристикой его личности и должно признаваться обществом.
Врач психиатр детской поликлиники Н.Рязанова.
29.03.2019