В твоих руках жизнь
Ребенок взял в рот игрушку и подавился маленькой деталькой? Грыз яблоко, бегая по квартире и вдруг закашлялся? Вам придется действовать быстро и четко, стараясь не паниковать. Запомните как действовать в подобной ситуации, ведь на все про все у вас считанные минуты!
Что делать?
При попадании инородного тела внутрь дыхательных путей начинается кашель, который является естественной реакцией организма. Посредством кашля организм пытается устранить инородный предмет.
Если ребенок подавился каким-либо предметом (едой, водой), но способен дышать, плакать, кашлять, не стоит мешать ему, особенно активно похлопывая по спинке. Если кашель у ребенка продолжается больше 2 – 3 минут следует вызывать скорую помощь.
Бывают случаи, когда малыш не может дышать, кашлять, он задыхается, синеет, нужно без промедлений оказывать первую помощь. Освобождать дыхательные пути необходимо как можно скорее! Придерживайтесь следующего алгоритма действий:
1.Вызвать скорую. В случае, когда взрослый не помнит, не знает, что делать, вызов скорой обязателен. Позвонив в скорую, вы получите краткую консультацию относительно необходимых действий, которые будете выполнять в ожидании медицинских сотрудников. Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного.
2.Придать правильное положение грудничку. Если он подавился, кладите малыша животом на свою руку. Его голова должна находиться ниже туловища. Подбородок следует положить на ладонь так, чтобы он оказался между большим, указательным пальцами. Если ребенок настолько тяжелый, что удерживать его на одной руке невозможно, разрешается положить малыша на колени лицом вниз. Голова ребенка должна находиться ниже уровня туловища.
3. Похлопать по спине. Третьим действием является похлопывание по спине ребенка, но не ребром ладони (голова ребенка при этом продолжает находиться ниже уровня туловища). Для этого выполняют 5 сильных хлопков подряд. Они должны выполняться между лопатками малыша основанием ладони.
4. Сдавливание грудной клетки. Когда не удалось освободить дыхательные пути малыша от инородного тела следует приступить к сдавливанию грудной клетки. Распрямленную ладонь кладут на спину грудника и переворачивают на спину. Голову, шею, грудь малыша необходимо поддерживать. Голова должна быть ниже туловища. При большом весе ребенка, он помещается на колени (на спину). Затем необходимо определить точку, на которую нужно будет воздействовать. Для этого визуально проводят горизонтальную линию между сосками. Палец (или 2 – 3 пальца) кладут на место пересечения этой полоски с полосой грудины. Затем отступают вниз на ширину пальца. Вот на этом месте и следует выполнять надавливающие движения, смещая грудину на 1 – 2 см. Выполняют 5 надавливаний, после которых грудине следует дать расправиться. Движения напоминают массаж сердца, но характеризуются меньшей скоростью. Если грудничок в сознании нужно чередовать похлопывания по спине со сдавливанием грудины. Эти действия выполняют до тех пор, пока не наступит освобождение дыхательных путей. Если ребенок потерял сознание, выполнение этих действий прекращают.
5. Выполнить проверку на наличие инородного тела внутри дыхательных путей. Желательно проверить, не видно ли, какой предмет препятствует дыханию. Если инородное тело видно, его следует удалить скользящим движением пальца. Нельзя проводить пальцем, если посторонний предмет не видно. Также запрещено брать инородный предмет двумя пальцами, таким образом его можно протолкать вглубь.
6. Алгоритм действий следует выполнять до приезда скорой или до освобождения дыхательных путей малыша. Нельзя отчаиваться, впадать в панику. Главное, нельзя прекращать оказывать необходимую помощь малышу, когда он подавился. Когда малыш долго находится без кислорода, отмечается расслабление мускулатуры горла. Это способствует более скорому удалению инородного тела из дыхательных путей.
Чтобы не случилась трагедия…необходимо соблюдать определенные правила безопасного поведения и не допускать беспечного и самонадеянного отношения к детям:
1. никогда и ни при каких условиях нельзя оставлять ребенка без контроля в потенциально опасных условиях: в окружении мелких предметов, которые он мог бы проглотить.
2. ребенок не может и не должен принимать пищу без присутствия взрослых, особенно, если речь идет о дошкольнике. Нельзя дать малышу сушку или печенье и отправить в другую комнату, поставить перед ним тарелку с супом, дать ложку и выйти. Особенно опасно это для детей, которые имеют несформированный зубной аппарат. Получив в руки морковку, яблоко или сухарик, ребенок обязательно отгрызет кусочек, чтобы проглотить. Не стоит испытывать судьбу и проверять, находясь в дальней комнате, получится это у него или нет;
3. привить детям культуру приема пищи: никакого баловства и разговоров за обеденным столом. Именно это часто служит причиной попадания инородных тел в дыхательные пути. Если во рту пища и при этом он то и дело отвлекается на что-нибудь, он может ее вдохнуть;
4. никакого баловства с едой: игр, беготни, прыжков и валяний в постели с набитым ртом;
5. деньги детям не игрушка. Особенно монеты. Некуда их девать – купите копилку, не провоцируйте ребенка быть ею.
24.10.2018