2 апреля Вссемирный день распространения информации о проблеме аутизма
«Попытайтесь достучаться до моего внутреннего мира, и вы поймёте, что это стоило того…»
Человек Дождя
Аутизм – это расстройство развития, при котором ребенок испытывает трудности в установлении эмоционального контакта с внешним миром.
За последнее десятилетие уровень аутизма вырос в 10 раз и продолжает расти!
Причины раннего детского аутизма различны, и поэтому четкого представления о них нет.
Сигналы опасности
Присутствие следующих признаков указывает на то, что ребенок находится в группе риска и его необходимо обследовать, чтобы удостовериться в том, что он развивается нормально:
- отсутствие реакций на эмоции других людей, на изменения социальной ситуации
- неконтактность, отсутствие эмоциональной реакции на попытки вступить в беседу с ребенком
- отношение к матери различное – от негативного (отвергает мать) до привязанности (не может оставаться без матери)
- привязанность к ритуалам нефункционального характера (озабоченность датами, маршрутами, расписаниями и т.п.)
- склонность к жесткому, раз и навсегда заведенному порядку в повседневной жизни, болезненная реакция на изменения этого порядка
- использование периферического зрения при всех контактах, т.е. аутист никогда не смотрит в глаза
- недостаточная гибкость речевого выражения, нарушенное использование интонаций при общении
- отсутствие сопровождающей речь жестикуляции
- ограниченный круг интересов
- стереотипное повторяющееся поведение
- помимо специфических признаков часто обнаруживается ряд других проблем: страхи, нарушение сна и приёма пищи, вспышки гнева и агрессивность. В большинстве случаев (в 3 из 4) имеется умственная отсталость.
Если вас что-то настораживает в ребенке, не откладывайте визит к детскому психиатру, психологу. Пусть лучше ваши подозрения окажутся ошибочными. Даже если ребенку врачи не ставят диагноз «аутизм», но у Вас есть сомнения - обратитесь к специалистам, которые непосредственно работают с такими детьми! При правильно поставленной коррекционной работе и лечении такой ребенок сможет успешно адаптироваться в окружающем мире!
Способы коррекции аутизма:
- специальное образование,
- психотерапия,
- поведенческие модификации,
- лекарственные средства.
Как вести себя с аутичным ребенком?
- принимать его таким, какой он есть, относиться как к норме развития;
- строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка, соблюдать ежедневные ритуалы;
- всё новое вводите осторожно, пошагово;
- научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы, свидетельствующие о его дискомфорте;
- как можно реже оставлять его одного;
- объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, картинки, карты и т.п.);
- избегать переутомления ребёнка;
- терпеливо устанавливать контакт: прижимать, поглаживать, брать на руки (если ребёнок совсем мал), как можно чаще разговаривать с ним;
- ограничение время провождения за компьютером;
- старайтесь в присутствии ребенка проявлять интерес к окружающим людям: здоровайтесь, общайтесь, знакомьтесь, прощайтесь, играйте.
Ваша любовь, теплота, терпение поможет преодолеть все трудности.
Н.Рязанова
Врач-психиатр ЦРБ
30.03.2018