2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Ранний детский аутизм (РДА) – психопатологический синдром. Основным проявлением синдрома является отсутствие потребности в контакте. Дети с РДА активно стремятся к одиночеству, чувствуют себя лучше, когда их оставляют одних. Они не играют с детьми, не смотрят в глаза. Для них характерна эмоциональная холодность, безразличие к близким, они не скучают в отсутствие родителей, редко радуются их появлению. Реакция на мать бывает или негативная, гонят её от себя или выраженная зависимость от матери, тревога в её отсутствии. Им характерен страх новизны, любое изменение привычной обстановки вызывает у них бурный протест, плач. Такая же реакция возникает на смену режима дня, изменение маршрута прогулки, страх новой вещи, новой пищи, они избирательны в еде, болезненная приверженность к рутинному порядку. Поведение детей с РДА однообразно, они могут часами переливать воду, пересыпать песок, перебирать бумажки. У них повышенный интерес к верёвкам, банкам, бумажкам. Как правило, имеется значительная задержка навыков самообслуживания. Для них характерны стереотипные движения: потряхивание, вращение кистями рук, ходьба на цыпочках, вращение вокруг своей оси. У детей с РДА задерживается речевое развитие, речь может вообще не развиться, или она есть, но он ею не пользуется. Характерно нарушение интеллекта различной степени: от легкого до тяжелого. РДА начинает проявляться в первые годы жизни и обычно диагностируется в первые 2,5 -3 года. В последнее время частота РДА увеличивается. Так, в Жлобинском районе было в 2015 году 8 детей с РДА, а в 2016 – 17 детей с РДА. Возможно это связано с лучшей диагностикой. Причины развития РДА не ясны. Существует множество теорий: патология беременности, генетическая мутация, наследственность, психогенная (после перенесенного стресса), нарушения эмоционального контакта с матерью. В последе время причиной развития РДА считают информационный шок. Считают, что при нарастании потока информации возникает уход от реальности. В связи с этим хотелось бы напомнить родителям нормы нахождения ребёнка у телевизора: с 2-3-х лет до 30 минут в день, в 8-10 лет 30-50 минут в день, 11-18 лет от часа до 3-х часов в день. Нахождение ребёнка у компьютера с 5 лет не более часа в день, 7-9 лет – 1,5 часа в день, 10-12 лет – 2 часа, 13-14 лет – 2,5 часа в день. Излечение синдрома РДА на сегодняшний день невозможно, но коррекция возможна и успешна, у части детей развивается речь, обучаются грамоте, в дальнейшем ведут полноценную жизнь. Основная роль в лечении РДА отводится психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. Медицинское лечение симптоматическое. Чем раньше начать коррекцию, тем лучше результаты. Родителям к ребёнку с РДА нужно относиться как к норме развития. Не навязывайте ему свою модель поведения. Всё новое вводите осторожно, пошагово, чаще применяйте телесный контакт в виде различных толкало, щипалок, гладилок, чаще обнимайте, несмотря на то, что они брыкаются, чаще смотрите глаза в глаза с любовью и принятием, словесный контакт, чаще говорите с ним, старайтесь в присутствии ребенка проявлять интерес к окружающим людям: здоровайтесь, знакомьтесь, общайтесь, прощайтесь. Дети с РДА имеют право быть самим собой и не похожими на других, что является характеристикой его личности и должно признаваться обществом.
Врач-психиатр детской поликлиники Рязанова Н.С.